Субъекты авторских и смежных прав: характеристика и особенности

В правоприменительной деятельности и правоотношениях в сфере интеллектуальной собственности важно понятие субъекта авторского права. Это сложная многогранная категория, характеризующаяся спецификой правового положения обладателей неимущественных, исключительных прав, соавторов, правопреемников и других лиц.

Ключевые аспекты

Субъекты смежных прав и взаимоотношений в сфере авторства в широкой трактовке включают всех участников, которые имеют прямое или косвенное отношение к созданию результатов творчества. Субъектный состав включает:

  • создателей;
  • наследников по завещанию и по закону;
  • правообладателей исключительных прав на основании авторских соглашений;
  • работодателей (применительно к произведениям, которые были подготовлены в рамках служебной деятельности);
  • управляющих профильных организаций, например, РАО.

Ключевой фигурой в этой цепочке является автор. Исходя из положений статьи 1257 ГК РФ, таковым может признаваться только физическое лицо-гражданин. Все субъекты теоретически приобретают право на такой статус с рождения, но фактически могут самостоятельно осуществлять правомочия в этой сфере только с момента достижения четырнадцати лет.

Весь комплекс прав авторов на их собственные произведения возникает с момента создания и не предполагает прохождение какого-либо оформления. Эта характеристика является отличительной особенностью, в том числе от объектов, относящихся к патентному праву.

Российская правовая база в отношении авторства регламентирует понятие презумпции. Это означает, что автором произведения признается лицо, которое указано на экземпляре или оригинале, если отсутствуют опровергающие доказательства.

При этом презумпция не может распространяться на юридических лиц, которые выступили издателями произведений. Их комплекс прав в юридическом аспекте подтверждается лицензионным соглашением или договором об отчуждении прав исключительной категории.

Вопросы соавторства

Соавторы – специфические субъекты рассматриваемого состава участников. Это лица (два и более), совместные творческие усилия которых в своем конгломерате позволили создать произведение и приобрести совместные авторские права.

Соавторство дифференцируется на два вида:

  1. Раздельное. Формат предполагает разграничение составных частей и возможность каждого автора использовать принадлежащую ему составляющую на независимых началах. Это актуально, например, для оперы, в рамках которой музыка и либретто принадлежат авторству разных субъектов и могут использоваться обособленно, но вместе формируют целостное произведение.
  2. Нераздельное. Произведение коллективного формата не может утратить состояние единого целого и использоваться по частям каждым автором. Наглядный пример – «Двенадцать стульев» авторства двух известных литераторов.

Если соглашением или законом не очерчены рамки соавторства, по умолчанию считается, что результаты совместного труда и творчества могут использоваться только при согласовании поведенческой линии и получении одобрения всех авторов. При этом законодатель не конкретизирует момент, когда именно соглашение о соавторстве считается достигнутым. Это допускается на любой стадии процесса создания, а также после окончательного завершения всех этапов.

На сегодняшний день вопрос обязательности достижения соглашения как ключевого условия соавторства остается дискуссионным. В судебной практике нет согласованной концепции. Так, решением Ставропольского суда в 2010 году изложена позиция, что предварительное соглашение между авторами – это не обязательное условие признания факта, что имеет место соавторство.

Например, композитор может написать музыкальный материал на уже изданные и опубликованные ранее стихотворения другого автора. При этом получение предварительного согласия не требуется.

Главным аргументом, позволяющим признать соавторство, является подтверждение свободного волеизъявления авторов о сотрудничестве на момент, когда общее произведение было обнародовано. Соответствующая позиция изложена в Постановлении Пленума ВС РФ № 15 от 2006 года.

Специфика отдельных категорий

На произведения служебного, производного и составного типа распространяется особый режим авторства, что непосредственно сказывается на статусе субъектов:

Составители

Они относятся к рассматриваемому субъектному составу, поскольку являются лицами, результатом деятельности которых становится систематизация различных произведений, фактов, идей. Формы таких объектов – энциклопедии, сборники нормативных актов, справочники.

Такие субъекты наделены правом авторства на составительскую деятельность, которая заключается в подборе и размещении материалов. При этом авторы содержательной части таких сборников и их аналогов могут использовать принадлежащий им материал по отдельности. Это положение закреплено статьей 1260 ГК.

Важно учитывать, что эти же материалы могут использоваться третьими лицами при создании своих произведений, о чем есть прямое указание в определении ВАС РФ № 13218 от 2013 года. Главное условие, при соблюдении которого издатель может реализовать свое право на использование составных произведений, — сохранение исключительного права на вошедшие в сборник произведения за каждым автором.

Создатели производных произведений

Это субъекты, которые осуществляют перевод, аранжировку или перерабатывают чужие авторские произведения другим законным способом. В правоприменительной деятельности первостепенное значение имеет правильное разграничение переработки произведения и заимствования частей произведений других авторов для создания собственных объектов. Часто встречаются решения суда, в соответствии с которыми отказывается в признании произведений производными, поскольку суд усмотрел результат самостоятельного художественного замысла автора.

Создатели служебных произведений

Под таковыми произведениями подразумеваются результаты творчества, которые стали итогом исполнения трудовых функций. Если не будет доказано, что, например, рекламный ролик был создан при выполнении непосредственных трудовых обязанностей, право авторства сохранится за исполнителем, а не за работодателем. Судебная практика знает много таких случаев.

Определение правообладателя

Сложность категории служебных произведений заключается в специфике алгоритма определения автора и правообладателя. Общее правило гласит, что права на такое произведения принадлежат одновременно двум сторонам правоотношений.

Автор сохраняет право получать вознаграждение, что относится к неотчуждаемой категории правомочий. На этот аспект не влияет факт обнародования или не обнародования произведения, что вытекает из положений статьи 1295 ГК РФ.

Если же результат творческой деятельности подготовлен по заказу, именно заказчик наделяется исключительным правом на произведение (статья 1296). В ситуациях, когда договором не предусматривалось создание определенного произведения, но исполнитель создал такой объект, исключительные права на произведения переходят подрядчику. Соответствующая норма закреплена в статье 1297 ГК РФ.

Статус правопреемников и других лиц

Любой наследник автора – это потенциальный правопреемник, который входит в круг субъектов авторского права. В состав наследственной массы включаются исключительные права на произведения. При этом производный характер обуславливает специфику и ограничения круга правомочий:

  • По критерию объема. При получении правопреемником исключительного права на произведение, которое не обнародовано при жизни создателя, право на такое обнародование может стать недоступным. Правовое основание такого запрета должно выражаться в зафиксированной воле автора, например, путем прямого указания в завещании или договоре на нежелание обнародовать произведение после смерти.
  • По критерию срока. Временной интервал действия для самого автора ограничен периодом его жизни, а для наследников – семьюдесятью годами с момента кончины автора.

При переходе права нескольким наследникам одновременно, они становятся правообладателями на совместных началах и используют произведение на условиях, конкретизированных законом или соглашением. Это положение закреплено в Постановлении ВС 9/12.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *