Проведение экспертизы по товарному знаку на сходство и тождество: процедура, значение

Товарный знак является индивидуальной собственностью человека или организации, так же как литературное произведение, песня, стих, картина, фильм, спектакль или другое полезное изобретение. Проведение формальной экспертизы по товарному знаку – это первый этап на пути регистрации этого уникального обозначения в ФИСП либо первый шаг к тому, чтобы защитить свои авторские права в судебной инстанции. Ниже будет рассматриваться информация по поводу параметров, по которым осуществляется такая проверка и особенности выполнения этой экспертизы.

Законное основание

Товарным знаком или маркой считается единственное в своём роде обозначение:

  • товара;
  • оказываемой услуги;
  • вида работ;
  • учреждения или фирмы.

Такие знаки могут быть в виде словесных, художественных, текстовых, графических, трёхмерных элементов либо объединять несколько элементов в одно целое.

При нарушении авторских прав на товарные марки, следует опираться на руководство, данное в Законе. Согласно ГК РФ части 4 статьи 1484, никто не может без разрешения создателя товарного знака внедрять новую марку, похожую на этот зарегистрированный знак. Тем более, если в результате такого внедрения, товар правообладателя смешается с похожим на него и потеряет свою индивидуальность.

В приказах Роспатента №32 и №39 устанавливается регламент по порядку составления и подачи заявления на регистрацию товарной марки, а также по решению вопросов, связанных с защитой авторских прав на товарный знак.

Причины для проведения

Экспертиза заявки на определение сходств с другими товарными марками может быть осуществлена как по требованию правообладателя, так и правонарушителя. Основные цели, которые достигаются благодаря такой проверке:

  • зарегистрировать созданную товарную марку как уникальную и авторскую. Государственная проверка определит, не существует ли похожей марки или знака с подобной символикой, лозунгом или текстом, которые относятся к подобной выпускаемой продукции или оказываемой услуге. Если будут найдены совпадения, то работники ФИСП предложат подобрать другой товарный знак. Это защитит и заявителя – его товарный знак будет уникальным и отличаться от остальных, а также обеспечит другим правообладателям защиту своих авторских изобретений. В итоге, товары обеих фирм будут правомерными с точки зрения закона;
  • доказать, что другие незаконно воспользовались авторским товарным знаком и создали похожую марку. В результате этого, нарушители могут иметь неплохую прибыль (например, люди видя знакомую марку, охотно приобретают продукцию известной фирмы или соглашаются на оказание определённых услуг, полагая, что их оказывает известная компания).

При идентичном копировании знака, у нарушителей были бы явные проблемы. Поэтому они выполняют частичное или скрытое копирование, беря за основу известную марку, но немного видоизменяя её. В итоге, правообладателю приходится доказывать в суде, что марка нарушителя неправомерна. А это – время и деньги

  • ответчик может доказать свою невиновность. Если он создал авторский товарный знак, который случайно оказался схожим с другим, то экспертиза даёт возможность человеку или организации доказать чистоту своих намерений, а также установить, что созданная марка не является сходной с аналогом заявителя. В случае положительного исхода, заявитель получит письменный ответ с подтверждением того, что его иск необоснованный, а его правам ничего не угрожает.

Формальная проверка

Формальная проверка – это самый первый шаг для рассмотрения поданной заявки в ФИСП. Её суть заключается в проверке корректности заполнения заявления, достоверности прилагаемых документов и предъявленных сведений. Заявке присваивается отдельный номер в специальном журнале.

Сроки такой экспертизы составляют примерно месяц (при отсутствии проблем с документами и заявлением). Отсчёт начинается с момента предоставления в ФИСП оригинала заявки и собранных документов. О решении с результатами проверки будет сообщено заявителю письменно.

Проверка по существу

Следующий этап – проверка по существу. Во время такой экспертизы, устанавливается уникальность товарного обозначения и его сходство с другими аналогами. Сроки проверки длятся от 10 до 18 месяцев. В процессе проведения проверки, заявитель вправе вносить дополнительные данные или уточнения, связанные с делом. О результатах экспертизы заявителю будет сообщено письменным документом.

Если речь идёт о регистрации знака, то в случае положительного ответа, заявитель должен оплатить госпошлину 12000 рублей для получения документа, подтверждающего его авторские права на созданный знак.

Параметры проверки

Экспертиза на установление сходств осуществляется по таким критериям:

  • звуковое совпадение. Могут совпадать начальные, средние или конечные элементы, ударения, звуки, число слогов. Название товарного знака на слух может быть сильно похожим на его аналог;
  • графическое совпадение. Принимаются во внимание шрифт и цвет, визуальный вид обозначения, характеристика букв, их расположение, цветовая гамма знака, использованный алфавит;
  • смысловое совпадение. Оценивается семантическое содержание обозначения, например, сходство заложенных в смысл знака идей или понятий, одинаковое логическое ударение на определённые слова;
  • ассоциативное совпадение. Выявляется вследствие схожести ассоциаций, возникающих при виде данного товарного знака.

Такую процедуру выполняют опытные эксперты, которые учитывают все факторы, проводят дополнительные проверки и тщательно изучают имеющиеся доказательства. Помимо основных критериев, они также принимают во внимание: не совпадает ли род деятельности нарушителя с видом деятельности правообладателя (возможно эти одни и те же оказываемые услуги либо реализация одинаковой продукции). Если ответ на этот вопрос утвердительный, то велика вероятность того, что нарушитель просто воспользовался уже известным брендом в целях введения других пользователей в заблуждение и получения из-за этого собственной выгоды.

Вывод

Судебная практика показывает, что иногда борьба с нарушителями длится годами. Человеку или организации, пытающимся доказать, что их авторство было нарушено, нужно приложить много усилий и предоставить серьёзную доказательную базу, чтобы сотрудники ФИСП пришли к правильному заключению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *