Порядок регистрации словесного товарного знака: виды, преимущества, причины отказа

Товарный знак в настоящее время является наиболее распространенным способом индивидуализации продукции. Поскольку количество этих фирменных обозначений сегодня велико, официальная регистрация каждого нового символа сопряжена с большим количеством сложностей. Связано это преимущественно с тем, что с течением времени предпринимателям стало все сложнее придумывать что-то уникальное. В статье будет рассмотрено и изучено, как зарегистрировать словесный товарный знак.

Преимущества использования словесного товарного знака

Главное свойство – простота. Для хорошего звучания достаточно придумывание яркого запоминающегося слова или аббревиатуры. После одобрения заявки оно станет запоминающимся и будет ассоциироваться с вашим брендом. Еще один плюс – возможность оригинального оформления фирменного стиля. Что может быть лучше для бизнеса, чем красивая игра слов? Третье достоинство заключается в возможности охраны интеллектуального права.

Разновидности словесных товарных знаков

От вида словесного товарного знака (далее по тексту – СТЗ) во многом зависит порядок и эффективность его функционирования на рынке.

  1. В кириллице. Способ считается наиболее актуальным. Он включает в себя неологизмы, идиомы, переносные смыслы. Нередко название товара соотносится с аббревиатурой. Это способствует созданию оригинального и приметного наименования. Например, «Английский для занятых и ленивых» или «Студия для элегантных и неподражаемых».
  2. В латинице. В этом случае применимы настоящие слова романо-германского происхождения и выдуманные фразы. Допустимо также использование транскрипции слов. Самые распространенные примеры: «VENUS», «PEPSI» и т. д.
  3. Не в латинице и не в кириллице. Вариант менее распространен на практике, но встречается у некоторых компаний. Для обозначения СТЗ используются символы, слова и фразы грузинского, китайского, японского языка и т. д. Вероятность того, что кто-то из русскоязычной аудитории потребителей сможет прочесть эти символы, мала.

Есть еще одна условная классификация словесных товарных знаков. Содержание может быть разделено на 2 группы:

  • обычные слова языка, которые можно с легкостью запомнить, например, «Apple» (яблоко), «Ford» (фамилия владельца предприятия) и т. д.;
  • искусственно сформированные слова – способ как средство индивидуализации бренда и его фирменной стилистики является уникальным, например «Кока Кола».

Это далеко не все варианты разработки и оформления СТЗ, но они являются основными.

Зачем необходима регистрация словесного товарного знака

Проходя процедуру официального оформления СТЗ, правообладатель наделяется следующими правами:

  • возможность обозначения бренда только им и никем больше;
  • возможность составления лицензионного соглашения на применение СТЗ.

Этот символ подлежит охране с законодательной точки зрения. Поэтому правообладатель имеет право на единоличное применение данного средства индивидуализации в качестве объекта интеллектуальной собственности. Это создает защиту от недоброжелательных действий конкурентов и мошенников.

Если в отношении СТЗ будет причинен ущерб, его законный владелец может рассчитывать на его компенсацию.

Порядок проведения регистрации

Далее будет изучено подробное описание порядка, в рамках которого проводится государственная регистрация СТЗ. Для начала стоит принять во внимание тот факт, что зарегистрировать его могут только ИП и предприятия. Процедура имеет строгий регламент и включает в себя перечень обязательных мероприятий. Порядок выглядит следующим образом.

  1. Соотнесение заявителем деятельности с той, которая описана в классификации. Причем сопоставлять нужно не только с действующей символикой, но и с той, которая находится на этапе подготовки к регистрации.
  2. Регистрационной процедуре подлежат исключительно слова, словосочетания, предложения от трех слов, буквенные композиции. Элементы, не несущие в себе смысла, требуют расшифровки.
  3. Особое внимание уделяется фонетике и графическому исполнению наименования. Немаловажную роль играет и смысловая составляющая. Причем эти характеристики являются обязательными.
  4. Фонетическое сходство имеет место при аналогичных ударениях, схожести в составе букв, звуков, совпадении слогов и сочетания, однотипности обозначений.
  5. Речь о графическом сходстве идет при наличии таких признаков, как общее впечатление, алфавит, шрифт, способ и порядок написания и т. д.
  6. Говоря о смысловом сходстве, оно встречается при аналогичности идей, присутствии эквивалентных элементов.

Регистрация словесного товарного знака отечественными заявителями может быть усложнена тем, что экспертиза редко дает одобрение индивидуальным инструментам, которые предполагают наличие в составе букв латинского алфавита. С их точки зрения такие знаки могут быть использованы как средства для введения потенциального потребителя в заблуждение: ведь видя иностранную надпись, человек наверняка решит, что продукт произведен за рубежом.

Если никаких сходств и нарушений законодательства обнаружено не было, приходит время подачи заявки на регистрацию. Этапы являются следующими:

  1. Формальная экспертиза. На этой стадии происходит проверка документации на предмет соответствия всевозможным нормам и стандартам. При выявлении недочетов рассмотрение заявки не происходит. В среднем длительность этого этапа составляет 1 месяц.
  2. Фактическая экспертиза. С ее помощью происходит выявление аналогичных словесных знаков и проверка соответствия средств индивидуализации заявленным требованиям. Результат прохождения этапа – отказ или отсутствие нарушений.
  3. Направление уведомления. Если в прошлых этапах все прошло хорошо, происходит направление уведомления о том, что заявка была одобрена и требует уплаты пошлины, размер которой равен 16 200 р.

Отказ в регистрации: причины

В СТЗ не могут содержаться следующие элементы:

  • терминология и символы общепринятого типа;
  • символика, употребляемая в отношении к этой категории товаров;
  • характеристики товарных позиций;
  • наименования культурных объектов, имеющих особую ценность;
  • названия предметов культурного наследия;
  • имена организаций межправительственного характера;
  • данные, вводящие потенциального потребителя в заблуждение;
  • информация, противоречащая нормам гуманности;
  • обозначения, находящиеся под зарубежной охраной.

Распространенные ошибки

Самые часто встречающиеся ошибки следующие:

  • использование распространенного слова, употребляемого в отношении к данной товарной категории;
  • обращение для разработки СТЗ в фирму, занимающуюся рекламой;
  • самостоятельная проверка уникальности без опыта;
  • отсутствие знаний о классах МКТУ;
  • неверное описание СТЗ;
  • применение элементов, которые не подлежат охране;
  • допущение ошибок в реквизитах.

Таким образом, процедура регистрации СТЗ при грамотном и рациональном подходе является максимально простой и понятной. Она включает в себя несколько этапов, выполнение каждого из которых обязательно.

  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *