Виды средств индивидуализации для юридических лиц

Конкурентная среда бизнеса обязывает владельцев выразительно «заявлять» о себе и выделяться среди множества участников рынка. С этой целью используются различные виды средств индивидуализации. Их основное значение – уникальное позиционирование субъекта хозяйствования, запоминающееся обособление определенной группы товаров или услуг из однородной массы. В соответствии с действующим законодательством такие обозначения подлежат правовой охране идентично результатам интеллектуальной деятельности.

Классификация

Гражданским кодексом закреплено четыре вида средств индивидуализации. Юридическое лицо может использовать в своем коммерческом арсенале:

  1. Товарный знак. Объект представляет собой обозначение и предназначен для различения услуг, товаров или субъектов хозяйствования коммерческой сферы. Подлежит обязательной государственной регистрации.
  2. Коммерческое обозначение. По аналогии с товарным знаком выполняет идентифицирующую функцию и выражается в словесной, изобразительной, музыкальной, другой выразительной форме, в том числе как смешанная комбинация их этих составляющих. Охрана объекту предоставляется без прохождения государственной регистрации, по факту использования правообладающим субъектом.
  3. Фирменное наименование. Это словесное уникальное обозначение для идентификации конкретного юридического лица. Подлежит обязательной регистрации в государственном реестре.
  4. Наименование места происхождения товара. Объект представляет собой словесное выражение, характеризующее род занятия субъекта хозяйствования. Также должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке.

Ряд специалистов настаивают на выделении пятого вида средств индивидуализации – доменного имени. Однако на сегодняшний день законодатель придерживается позиции, что на доменное имя как на легальный, но не включенный в правовые регуляторы объект распространяется область исключительного права.

Характеристика правового статуса

Знаковой чертой всех средств индивидуализации является исключительный правовой статус. Важно отметить, что все четыре категории позиционируются законодателем как результаты интеллектуальной собственности.

Такой вывод позволяет сделать анализ статьи 1225 ГК РФ. Таким образом, рассматриваемая категория имеет специфичный правовой статус.

С одной стороны такое отождествление оправдывается множеством общих характеристик между объектами интеллектуального права и рассматриваемыми категориями, в том числе схожим назначением. С другой стороны рассматриваемая категория объектов сама по себе является результатом интеллектуальной деятельности, что подразумевает наличие определенной защиты.

В большинстве случаев теоретически такая защита реализуется за счет применения норм патентного и авторского права. Но международная и отечественная правоприменительная практика демонстрирует редкие случаи такого сценария – предпочтение отдается форме защиты посредством регистрации.

Включение рассматриваемых объектов в группу исключительных прав подразумевает возможность распространения личной продукции, используя собственный бренд. Субъект хозяйствования приобретает право передачи объектов во временное пользование третьим лицам, и запретить использование своей символики.

Момент наступления такого права может отличаться в отношении отдельных средств индивидуализации. Если речь идет, например, о фирменном наименовании – право возникает с момента внесения информации в государственный реестр. В случае с коммерческим обозначением – правило начинает действовать с первого дня использования.

Средства индивидуализации выступают предметом заключенных сделок и могут использоваться третьими лицами только после подписания специального соглашения.

Доменное имя

Индивидуализация услуг все чаще ассоциируется с доменным именем. Практика показывает, что в перспективе это понятие будет обладать таким же правовым статусом, как и средства индивидуализации. Однако, на сегодняшний день нет официального закрепления статуса этого понятия на законодательном уровне.

Федеральным законодательством об информации закреплено понятие доменного имени как обозначения в виде символов, предназначенного для адресации сайтов в сетях. Это имиджевый элемент субъекта хозяйствования, значение которого в коммерческой деятельности обусловлено широким применением интернет ресурсов для рекламы и информационного поиска.

У потенциальных покупателей и клиентов вместо сложной буквенно-цифровой комбинации адреса сайта перед глазами появляется лаконичное, удобное для восприятия обозначение.

Доменное имя вызывает стойкую ассоциацию с первоисточником и повышает посещаемость ресурса. Результат – повышение спроса и интереса к конкретной позиции.

Правовой статус доменного имени как объекта права достаточно размыт. О нем можно судить только по лаконичному упоминанию в контексте статьей 1483-1484 ГК РФ. В статьях обозначена невозможность регистрации товарного знака при его идентичности с доменным именем. Несмотря на такое косвенное отношение, доменное имя рассматривается как потенциальный вид средств индивидуализации. Соответствующие предложения по усовершенствованию законодательства уже прослеживаются в трудах многих теоретиков и поддерживаются практиками.

Объекты без правовой охраны

Перечисленные выше средства индивидуализации являются легальными, охраняемыми законом, но не единственными обозначениями, широко используемыми с целью обособления, выделения и идентификации как субъекта коммерческой деятельности, так и отдельных его товаров или услуг, а также субъектами некоммерческой специализации. Система таких объектов состоит из:

  • логотипов
  • девизов
  • слоганов
  • фавиконов
  • элементов фирменного стиля

В большинстве случаев их охрана может обеспечиваться в рамках патентного или авторского права при их позиционировании как объектов интеллектуальной собственности и соответствующей инициативе автора, создателя. Некоторые обозначения могут патентоваться как промышленный образец. Ряд обозначений могут быть защищены путем регистрации как произведений в соответствии с положениями авторского права.

Заключение

Несмотря на множество схожих черт, средства индивидуализации существенно отличаются между собой по ряду критериев. Первое – возможность правообладателя распоряжаться объектом права.

Фирменное наименование и наименование места производства товара не могут передаваться третьим лицам. Другие две позиции могут стать предметом договора отчуждения или временной передачи

. Кроме того, коммерческое предложение в соответствии с нормами законодательства может сдаваться в аренду.

Второе существенное отличие – срок действия. Товарный знак регистрируется на срок 10 лет. Остальные три вида имеют бессрочный период действия, ограничиваемый исключительно сроком действия патента. Это важно учитывать при использовании информационно-коммуникационных технологий в коммерческой деятельности, чтоб процесс «раскрутки» собственного бренда не повлек судебные разбирательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *