Признание товарного знака общеизвестным: регистрация и охрана права

Отечественной и международной нормативной базой регламентируется охрана общеизвестных товарных знаков. К этой категории средств индивидуализации относятся обозначения, получившие широкую известность и интенсивно используемые на территории Российской Федерации среди соответствующего круга потребителей.

Официальное решение о присвоении ТЗ такого статуса принимается на основании статьи 1508 ГК РФ по заявлению правообладателя уже зарегистрированного объекта или лица, которое активно использует обозначение, еще не имеющее правовой охраны на территории государства.

Предоставление правовой охраны

Правовая охрана предоставляется рассматриваемой категории объектов на основании положений ГК РФ для товарного знака. Особенности этих правоотношений:

  • фактическое признание исключительности права на общеизвестный товарный знак;
  • бессрочный характер юридической защиты;
  • распространение правовой охраны на неоднородные товары по тем позициям, которые официально признаны общеизвестными, при условии, что такие неоднородные товары вызывают стойкую ассоциацию у потребительского круга с обладателем исключительного права на зарегистрированный ОТЗ.

Общеизвестность товарного знака признается с момента внесения информации в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков. Подтверждением статуса служит выдаваемое Роспатентом свидетельство. После внесения данных в Перечень обязательно производится публикация информации в официальном бюллетене регистрирующего органа. Если общеизвестным признается уже зарегистрированный товарный знак, аналогичная информация, кроме сведений о владельцах, вносится в Реестр ТЗ.

Внесенная информация содержит пункты о регистрационном номере ОТЗ, характеристике средства индивидуализации, данных о правообладателе, даты признания знака общеизвестным, даты вступления в законную силу соответствующего решения, даты публикации в бюллетене, даты внесения в перечень, адресов для переписки и других сведений касательно ОТЗ.

Специфика охраны коллективного знака

В соответствии с положением статьи 1510 ГК РФ предусмотрена возможность регистрации такой разновидности товарного знака как коллективный знак. Инициаторами легализации выступают объединения лиц, создавших объект. Его предназначение заключается в обозначении товаров, которые производятся или организуются таким объединением и обладают общими, едиными характерными особенностями, качественными и количественными критериями.

Право пользования таким средством индивидуализации доступно всем участникам объединения. Такое правомочие не отчуждается и не может выступать предметом лицензионных соглашений. Участники объединения, зарегистрировавшего коллективный знак, наделены правом пользования и этим объектом и одновременно своим товарным знаком.

При регистрации коллективного знака в перечне документов есть указание на предоставление устава организации или другого учредительного документа.

При внесении информации о регистрации в соответствующий перечень кроме стандартных данных, применимых при легализации ТЗ, отражается информация о лицах, которые наделены правом пользования коллективным знаком. Эта информация и копия учредительного документа публикуются Роспатентом в официальном бюллетене.

Подача заявления

Регистрация товарного знака предполагает подачу заявления установленного образца с приложениями о характеристиках объекта и идентифицирующими документами. Субъектом обращения является лицо или группа лиц, которые считают принадлежащий им товарный знак общеизвестным и аргументируют свою позицию. В заявлении обязательно конкретизируется дата, с которой заявители связывают факт общеизвестности.

Подтверждением позиции служат следующие сведения:

  • интенсивное использование средства индивидуализации на территории государства;
  • указание стран, в которых товарный знак пользуется широкой известностью;
  • произведенные затраты на рекламную компанию, в частности, финансовые отчеты деятельности;
  • стоимостной (ценностный) эквивалент товарного знака в соответствии с информацией, содержащейся в годовых финансовых отчетах;
  • результаты мониторинга спроса на товарную позицию и опроса потребителей на предмет общеизвестности конкретной товарной марки. Важно, чтоб опрос был проведен независимой специализированной организацией с учетом рекомендаций Роспатента.

В индивидуальном порядке у заявителя могут запрашиваться другие аргументирующие сведения.

Критерий известности

Фактор закрепления за знаком даты известности, указанной в заявлении, представляет собой оценочную, субъективную характеристику и состоит из нескольких критериев. В их числе:

  • долевой, количественный показатель участия производителя на общегосударственном рынке;
  • совокупность потребителей за год;
  • мониторинг популярности товарной позиции согласно социологическим опросам потребителей;
  • неизменность владельца.

Частая смена правообладателей может повлечь отказ в регистрации. Такое требование введено с целью защиты интересов и прав других субъектов хозяйствования.

Регламентация вопроса на государственном уровне началась с 2002 года. До этого периода главным регулирующим документом была Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Критерии оценки товарных знаков были установлены ВОИС в 1995 году. Они применимы для категории общеизвестных ТЗ:

  • степень известности маркировки продукции потребителям;
  • степень интенсивности и распространения рекламы;
  • показатель стоимости и длительности использования продукции;
  • степень охвата рынка товарным знаком;
  • распространенность популярности на другие страны;
  • сущность услуги или товара;
  • каналы реализации продукции;
  • различительная способность ТЗ, в том числе приобретенная в результате его использования.
Товарный знак не может быть признан общеизвестным, если Роспатент устанавливает, что такая характеристика не подтверждается представленными фактическими материалами или Реестр содержит информацию об аналогичных, тождественных или максимально схожих товарных знаках, которые уже зарегистрированы, или заявка по которым находится на рассмотрении.

Заключение

Регистрация общеизвестных товарных знаков в отличие от стандартных процедур в отношении других средств индивидуализации не гарантирует положительный результат. Правовая охрана сводится к дополнительной возможности оспаривания отрицательных решений или неоднократного обращения с аналогичными заявлениями.

Законодательством предусмотрен административный порядок рассмотрения возражений и жалоб через Роспатент. Следующим этапом обжалования становится обращение в судебную инстанцию.

Несмотря на сложный процесс доказывания признаков общеизвестности изменение статуса обычного товарного знака является личной заинтересованностью каждой коммерческой структуры, которая стремится к успеху. Это обусловлено, прежде всего, бессрочным характером получаемого свидетельства и отсутствием необходимости пролонгировать охранный документ каждые десять лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *